Корабельный устав: Вахта

14:44 in Корабельный устав by Маловичко

Общие положения

809. Вахта — особый вид дежурства на кораблях Военно-Морского Флота, требующий непрерывной бдительности и неотлучного пребывания на посту.

В состав корабельной вахты входят:

а) вахтенный офицер;

б)помощник вахтенного офицера;

в) командир вахтенного поста;

г) вооруженный вахтенный у трапа (сходни);

д) командир спасательной шлюпки;

е) вахтенный на шлюпке;

ж) вахтенные на концах;

з) рассыльный.

810. Руководство корабельной вахтой возлагается на вахтенного офицера, а на стоянке на дежурного по кораблю, если вахтенный офицер не назначен.

Кроме того, на него возлагается, руководство специальной вахтой на командных пунктах и боевых постах, которые обеспечивают управление кораблем, наблюдение и применение оружия. Специальной вахтой, которая несутся в боевых частях и службах, руководят командиры боевых частей и начальники служб.

811. При стоянке корабля на якоре (бочке, швартовах) личный состав назначается на вахту на сутки и несет ее в три смены, на ходу корабля в две или три смены в зависимости от длительности плавания и решаемых кораблем задач.

При пребывании корабля в немедленной готовности к походу, а также в готовности до 1 часа дежурная и вахтенная службы несутся по-походному.

Сменившийся личный состав является подвахтенным. В случае необходимости он привлекается для временного усиления вахты или подсмены отдельных вахтенных.

812. Продолжительность вахты 4 часа. Однако, в зависимости от обстановки приказанием командира корабля ее продолжительность на отдельных постах может быть установлена от 1 до 6 часов.

На рулях и наблюдательных постах продолжительность вахты, как правило, 2 часа.

813. Для охраны кораблей и военного имущества выставляются вооруженные вахтенные. Посты вооруженных вахтенных устанавливаются у трапа (сходни), на причальном сооружении, на батопорте (при стоянке в доке), на льду у корабля и в других случаях, когда в этом возникает необходимость.

Число постов и время вахты устанавливает командир корабля.

814. На кораблях в распоряжение вахтенного офицера (дежурного по кораблю) назначаются рассыльные. На флагманских кораблях рассыльные, кроме того, могут назначаться в распоряжение командира соединения и его заместителей.

815. Дневальному по помещению (вахтенному отсека) должно быть известно местонахождение матросов (старшин) заступающей смены. В ночное время он поднимает их без громких команд, не включая освещения.

В тех случаях, когда личному составу разрешено спать на верхней палубе, заступающий на вахту матрос (старшина) обязан оповестить командира вахтенного поста о своем местонахождении и времени заступления на вахту.

816. Перед заступлением очередной смены на вахту вахтенный офицер (дежурный по кораблю) проводит ее развод в установленном месте.

После развода заступающая смена принимает вахту от сменяющейся в соответствии со ст.734. и командиры вахтенных постов, а также вахтенный инженер-механик (дежурный по электромеханической боевой части) докладывают о заступлении очередной смены вахтенному офицеру. По его команде сменившийся личный состав уходит со своих постов и к исполнению обязанностей вахтенных приступает новая смена.

Обязанности лиц, несущих вахту

Вахтенный офицер

Общие обязанности

817. Вахтенный офицер назначается из офицеров, сдавших зачеты и допущенных приказом командира корабля к самостоятельному несению ходовой (якорной) вахты. Вахтенный офицер на ходу корабля подчиняется командиру корабля или старшему помощнику, когда последний, замещая командира корабля, находится на ГКП (ходовом мостике). При стоянке корабля на якоре (бочке, швартовах) вахтенный офицер подчиняется старшему помощнику командира корабля и дежурному по кораблю.

Никто, кроме указанных выше лиц и их прямых начальников, не имеет права вмешиваться в распоряжения вахтенного офицера.

Вахтенному офицеру подчинены:

а) личный состав командных пунктов и боевых постов, находящихся в боевой готовности по обеспечению управления кораблем, наблюдения и применения оружия корабля на самооборону;

б) наряд корабельной вахты и корабельного дежурства, если дежурный по кораблю не назначен.

Вахтенный офицер отвечает за поддержание установленной боевой готовности корабля, внешнюю безопасность корабля, исправное несение корабельной вахтенной службы личным составом.

818. Личный состав корабля, кроме лиц, которым вахтенный офицер подчинен, обязан исполнять все требования вахтенного офицера.

819. Вахтенный офицер обязан:

а) при исполнении своих служебных обязанностей руководствоваться корабельными расписаниями и другими документами, определяющими боевую и повседневную деятельность корабля;

б) поддерживать установленную боевую готовность корабля;

в) в управлении корабельной вахтенной службой особое внимание обращать на бдительное несение службы вахтенными постов зрительного и технического наблюдения;

г) знать район плавания и уметь использовать технические средства кораблевождения для определения места и путеисчисления;

д) следить за внешней безопасностью корабля и принимать меры, предупреждающие аварий и предпосылки к ним;

е) знать состояние зрительных и технических средств связи и наблюдения корабля, уметь их использовать; правильно применять опознавательные сигналы;

ж) объявлять тревоги по приказанию командира корабля или лица, его замещающего, а в их отсутствие в случаях, не терпящих отлагательства — самостоятельно;

з) знать состояние главной энергетической установки корабля;

и) следить за исправным действием механизмов и устройств, находящихся на верхней палубе;

к) знать запасы корабля по продовольствию, горючему и смазочным материалам, пресной воде и др.;

л) знать меры, применяемые при усилении ветра и волнения моря, ухудшении видимости, опускающемся тумане, тропическом циклоне (тайфуне, урагане);

м) следить за постоянной готовностью дежурных спасательных средств к использованию;

н) подавать команды и сигналы в соответствии с распорядком дня и контролировать их выполнение;

о) организовать выполнение воинского приветствия прибывающим на корабль должностным лицам, а также встречным и проходящим кораблям;

п) вести вахтенный журнал, подписывая в конце вахты сделанные в нем записи.

820. Вахтенный офицер должен быть подготовлен к руководству к борьбе за живучесть корабля. Он немедленно объявляет аварийную тревогу в случае взрыва, пожара, затопления отсека (помещения), большого поступления пара, разрыва трубопроводов воздуха высокого давления, гидравлики, заклинивания кормовых (больших кормовых) горизонтальных рулей и появления опасной концентрации газов (вредных веществ). В случае ухудшения радиационной обстановки, вахтенный офицер подает сигнал «Радиационная опасность» и осуществляет руководство борьбой за живучесть корабля до прибытия на ГКП командира корабля или лица, его замещающего.

821. При всяком неожиданном случае или обстоятельстве, когда у вахтенного офицера возникнут сомнения в безопасности плавания корабля, а также в других случаях, если появится необходимость в помощи или присутствии командира корабля (помощников командира корабля), он обязан как днем, так и ночью немедленно вызвать его. Например: «Товарищ капитан 2 ранга, просьба выйти наверх (прибыть в центральный пост)».

В крайних случаях, не терпящих отлагательства вахтенный офицер должен действовать самостоятельно, известив о происшествии или предпосылке к нему командира корабля и других лиц, смотря по обстоятельствам.

822. Вахтенному офицеру запрещается отвлекаться какими-либо занятиями, не относящимися к выполняемым им обязанностям.

823. При приеме вахты заступающий вахтенный офицер должен принять у сменяющегося: бинокль, секундомер, свисток, мегафон, записную книжку и карандаш, а также документацию по утвержденному командиром корабля перечню.

824. По тревогам вахтенный офицер передает свои обязанности старшему помощнику командира корабля или специально назначенному лицу и занимает место согласно расписанию.

825. Вахтенный офицер при заступлении на вахту должен принять сведения, касающиеся:

а) назначенной боевой готовности корабля, готовности дежурных технических средств и оружия;

б) места корабля (по местности и по карте), назначенного места в строю (ордере) при плавании в составе соединения, группы;

в) фактической и прогнозируемой гидрометеорологической обстановки;

г) опознавательных сигналов и времени их смены, действующих режимов использования радио — и радиотехнических средств;

д) действующих механизмов;

е) состояния и режима работы технических средств наблюдения и навигации;

ж) местонахождения командира корабля и старшего помощника командира корабля, а также командира соединения и его заместителей;

з) приказаний и распоряжений, отданных по вахте командиром корабля или командиром соединения и его заместителей;

и) занятий, учений и работ, проводимых на корабле;

к) состояния и режима работы главной энергетической установки, батарейной и судовой вентиляции и времени последнего вентилирования аккумуляторных ям;

л) состояния радиационной обстановки на корабле и режима радиационной безопасности;

м) состояния запасов корабля по продовольствию, горючему и смазочным материалам, пресной воде и др.;

м) состояния корабельных запасов.

Обязанности на ходу корабля

826. Вахтенный офицер является непосредственным помощником командира корабля в вопросах обеспечения безопасности плавания, маневрирования, применения оружия при внезапных встречах с противником, уклонения от атак подводных лодок, самолетов, вертолетов и боевых катеров, а также от обнаруженных торпед и мин.

827. Вахтенный офицер на ходу корабля обязан:

а) следить за точным удержанием назначенных курса и скорости, режима и рода движения, глубины погружения подводной лодки; удерживать корабль на назначенном месте в строю (ордере);

б) контролировать точность и безопасность следования корабля назначенным маршрутом, периодически определяя место корабля и нанося его на карту;

в) руководить работой БИП по обеспечению безопасности плавания;

г) следить за изменением пеленга на встречные корабли (суда), плавающие предметы и др. и определять условия расхождения и опасность столкновения с ними;

д) включать (выключать) ходовые огни и следить за их исправным действием, а при плавании без огней — за полным затемнением корабля;

е) принимать меры к прекращению дымления и искрения из труб в случае их появления, а также меры по затемнению в ночное время;

ж) следить за положением подъемно-опускаемых устройств и возможностью их использования в зависимости от глубины места, волнения и скорости хода корабля;

з) руководить подъемом и подачей сигналов при изменении курса, скорости хода, при маневрировании корабля, взлете и посадке летательных аппаратов, а также при ухудшении видимости;

и) докладывать командиру корабля (старшему помощнику командира) обо всем обнаруженном, что может повлиять на безопасность плавания или на выполнение поставленной задачи, а также об изменении обстановки и условий плавания. В случае непринятия ими никаких действий на сделанные доклады и рекомендации по уклонению от опасности производить запись об этом в вахтенный журнал корабля и продолжать выполнять свои уставные обязанности по обеспечению безопасности плавания корабля;

к) информировать вахтенного штурмана (БИП, стартовый командный пункт авиации) о начале и окончании поворота на новый курс, изменении режима управления рулями, скорости хода, начале и окончании изменения глубины погружения подводной лодки, полученных приказаниях, связанных с изменением маршрута, места в строю (ордере), появлении и скрытии берегов и средств навигационного оборудования, резких изменениях гидрометеорологической обстановки, подъеме и опускании забортных устройств и о других действиях;

л) получать от вахтенного штурмана справочные данные, необходимые для выполнения обязанностей; информацию о времени поворота на новый курс за 5 минут, за 1 минуту и в расчетный момент начала поворота; продолжительность лежания на новом курсе и его безопасность;

м) контролировать исправную работу и переключение размагничивающего устройства;

н) предупреждать командира электромеханической боевой части за 30 минут до прихода корабля к назначенному месту (плавбазе, якорной стоянке, узкости и т.д.), а также в других случаях, когда он сочтет необходимым;

о) производить расчеты маневрирования при совместном плавании в строях (ордерах), а также для обеспечения взлета и посадки летательных аппаратов.

828. Командир корабля назначает курс и скорость корабля, а на подводной лодке и глубину погружения через вахтенного офицера.

Вахтенный офицер имеет право без разрешения командира корабля изменить курс и скорость корабля (на подводной лодке — и глубину погружения) только в случаях, грозящих опасностью кораблю (во избежание столкновения с другим кораблем, при обнаружении близкой опасности, для уклонения от примененного противником оружия, идущего на корабль), а также для спасения упавшего за борт человека; при этом он обязан немедленно доложить командиру корабля о причинах изменения курса, скорости хода, и о других принятых мерах.

829. На подводной лодке при нахождении ее в подводном положении вахтенный офицер обязан:

а) вести круговое наблюдение в перископ за морем и воздухом при движении подводной лодки на перископной глубине;

б) следить за дифферентом, плавучестью и глубиной погружения подводной лодки и при необходимости поддифферентовывать ее; периодически с разрешения командира подводной лодки измерять эхолотом глубину под килем, сверяя ее с глубиной на карте;

в) контролировать режим работы главной энергетической установки, радиационную обстановку, плотность электролита и напряжение аккумуляторной батареи, процентное содержание водорода в отсеках и аккумуляторных ямах, о чем докладывать командиру подводной лодки;

г) следить за изменением гидрологических условий в районе плавания;

д) следить за использованием средств регенерации и составом газовоздушной среды;

е) контролировать подъем и опускание выдвижных устройств и состояние забортной арматуры в зависимости от глубины погружения;

ж) регулировать передвижение личного состава из отсека в отсек, следить за тишиной и порядком в них.

830. На ходу корабля вахтенный офицер обязан неотлучно находиться на ходовом мостике (в центральном посту). Смена вахтенных офицеров, в том числе и подсмена их на короткое время, производится с разрешения командира корабля (старшего помощника командира корабля).

831. Кроме указанного в ст.825 вахтенный офицер на ходу корабля должен при заступлении на вахту принять сведения, касающиеся:

а) места корабля (обсервованного или счислимого), курса (по основным и резервным средствам курсоуказания) и назначенной скорости хода, времени их предстоящего изменения, характера строя или номера ордера и места корабля в строю (ордере), элементов дрейфа и сноса течением, учитываемых поправок курсоуказателей и измерителей скорости;

б) обстановки в районе плавания (береговых и плавучих средств навигационного оборудования и берегового технического наблюдения, глубин, навигационных опасностей, кораблей и судов, находящихся в пределах визуальной или радиолокационной видимости, условий расхождения и опасности столкновения с ними);

в) машин и устройств, которыми осуществляется движение корабля и управление им. Заступающий вахтенный офицер при приеме вахты обязан лично проверить (определить) место, курс, скорость и положение корабля в строю (ордере), измерить глубину эхолотом (на подводной лодке с разрешения ее командира), изучить обстановку по маршруту плавания в течение предстоящей вахты.

На подводных лодках вахтенный офицер при заступлении на вахту, кроме того, принимает сведения, касающиеся:

а) глубины погружения;

б) режима движения;

в) способности подводной лодки управляться горизонтальными рулями;

г) дальности видимости в перископ;

д) гидрологических данных и времени их последнего определения;

е) радиационной обстановки и состава газовоздушной среды;

ж) состояния специальных приборов и средств регенерации воздуха;

з) положения подводной лодки;

и) состояния цистерны быстрого погружения;

к) батарейной и судовой вентиляции;

л) организации выхода личного состава на мостик.

Обязанности при стоянке корабля на якоре (бочке, швартовах)

832. Вахтенный офицер при стоянке на якоре (бочке, швартовах) обязан:

а) докладывать командиру корабля (старшему помощнику) и дежурному по кораблю о всех входящих на рейд и выходящих с рейда кораблях и судах, а, также обо всем, что может повлиять на безопасность стоянки корабля;

б) следить за правильным использованием корабельных катеров и шлюпок, руководить их отправкой и приемом, производить посадку в них людей, не допуская перегрузки;

в) проверять выполнение рейдовых и портовых правил личным составом корабля и проходящих катеров и шлюпок;

г) принимать меры к обеспечению безопасной стоянки и движения катеров и шлюпок у борта корабля;

д) принимать меры к оказанию помощи шлюпкам, терпящим бедствие, а также к спасению утопающих;

е) требовать от личного состава соблюдения корабельных правил, установленной формы одежды, порядка и чистоты на верхней палубе и бортов корабля;

ж) руководить подъемом и спуском Военно-морского флага, а также включением (выключением) якорных огней, подъемом и подачей сигналов в соответствии с Международными правилами предупреждения столкновений судов в море, 1972 г. (МППСС-72);

з) представлять за 30 минут до подъема флага старшему помощнику командира корабля письменно утренний доклад по установленной форме;

н) контролировать своевременность отбития склянок.

833. Вахтенный офицер при стоянке корабля на якоре (бочке, швартовах) ведет наблюдение: за якорной цепью и вытравленным количеством ее, которое всегда должно соответствовать условиям стоянки и состоянию погоды;

за швартовами;

за готовностью к отдаче второго якоря.

При усилении ветра требует от вахтенного рулевого докладывать ему замеры направления и силы ветра через каждый час или каждые З0 минут, сообразуясь с обстановкой, принимает меры к подъему на борт катеров и шлюпок или отсылает их в укрытое место с разрешения командира корабля (старшего помощника командира). Вахтенный офицер обязан следить за дрейфом корабля, лично определяя место корабля по контрольным пеленгам и замерам на навигационной РЛС дистанции до береговых ориентиров, прокладывая их на специальном планшете, а также используя брошенную за борт балластину. В случае обнаружения дрейфа он должен немедленно доложить командиру корабля.

834. Вахтенный офицер отвечает за своевременную подготовку корабля к приему к борту кораблей и судов снабжения (за уборку трапов, катеров и шлюпок, заваливание шлюпбалок, кранов, выстрелов, вываливание кранцев), приемку швартовов и организацию приемки запасов, обеспечивающую минимальный срок стоянки подошедшего корабля (судна) снабжения.

835. Перед дачей пробных оборотов линий валов вахтенный офицер принимает необходимые меры предосторожности в отношении катеров (шлюпок) и концов за кормой, устанавливает наблюдение за швартовами и якорной цепью. С ведома старшего помощника командира корабля, убедившись в готовности машинного телеграфа, он дает разрешение в пост энергетики и живучести о даче пробных оборотов.

836. Вахтенный офицер при стоянке корабля на якоре (бочке, швартовах) обязан находиться на верхней палубе, преимущественно на юте или в районе входного трапа (сходни). В свежую погоду на корабле, имеющем машины в готовности к немедленной даче хода, во время проворачивания линий валов и в других случаях, когда требуется личное наблюдение за окружающей обстановкой, а также на подводных лодках вахтенный офицер должен находиться на ходовом мостике.

837. Вахтенный офицер корабля, стоящего на якоре (бочке, швартовах) заступая на вахту, кроме указанного в ст. 825 настоящего Устава, должен принять сведения, касающиеся:

а) готовности корабля к походу;

б) удифферентованности подводной лодки и готовности ее к погружению;

в) количества якорной цепи на клюзе (заведенных на бочку перлиней или на причальное сооружение швартовов);

г) готовности второго якоря к отдаче;

д) глубины, грунта и течения;

е) отсутствующих лиц экипажа, а также пребывания лиц не входящих в состав экипажа корабле; ж) катеров и шлюпок, как отсутствующих, так и находящихся у борта;

з) диспозиции кораблей, стоящих на рейде, местонахождения старшего на рейде;

и) получения сигналов тревог.

838. Вахтенный офицер контролирует съезд с корабля и возвращение на него личного состава, своз различных грузов, оборудования и доставку их на корабль.

839. При встрече катеров и шлюпок с начальниками вахтенный офицер занимает место, указанное в приложении 15.

При приеме катеров и шлюпок с мичманами, старшинами и матросами вахтенный офицер остается на верхней площадке трапа (сходни) до выхода из катера (шлюпки) последнего прибывшего на нем человека.

840. При отправлении личного состава с корабля вахтенный офицер не допускает скопления людей у трапа (сходни). До начала посадки в катер (шлюпку) отбывающие на берег старшины и матросы должны находиться в строю. С подходом плавсредства к трапу вахтенный офицер производит посадку в первую очередь матросов и старшин, затем мичманов и офицеров, не допуская нагрузки катера (шлюпки) выше установленной нормы.

При посадке личного состава на катера (шлюпки) и до их отхода от борта трапа (сходни) вахтенный офицер на корабле находится на верхней площадке трапа (сходни), а на подводной лодке на мостике, в этом случае к трапу (сходне), он вызывает подсменного рулевого — сигнальщика (боцмана).

841. На кораблях 1 ранга может назначаться помощник вахтенного офицера. Помощник вахтенного офицера обязан знать все, относящееся к обязанностям вахтенного офицера, и быть готовым заменить его в случае необходимости.

Вахтенный центрального поста (носовых, кормовых отсеков) подводной лодки
842. Вахту в центральном посту (в носовых и кормовых отсеках) подводной лодки несут нижние вахтенные по очереди. Очередность несения вахты устанавливается дежурным по подводной лодке. Заступление на пост и смена с поста производятся в присутствии дежурного по подводной лодке или его помощника.

843. Перед заступлением на пост очередной вахтенный обходит подводную лодку (группу отсеков) и проверяет:

а) нет ли крена, дифферента подводной лодки, отсутствие давления в цистернах главного и вспомогательного балласта;

б) нет ли в отсеках запаха гари;

в) нет ли открытых забортных отверстий и поступления воды в отсеки;

г) закрыты ли электрические приборы, распределительные щиты и коробки;

д) сухость и освещенность аккумуляторных ям, трюмов и выгородок;

е) наличие давления в воздушной и пожарной магистралях, а также в системе гидравлики;

ж) правильность приготовления системы вентиляции аккумуляторной батареи в назначенном режиме, открытие клинкетов, ведущих от этой системы к аккумуляторной батарее, и крышек на приточных трубах аккумуляторных ям;

з) нормальное действие парового отопления в зимнее время, целость замков, пломб и печатей на сданных под охрану помещениях и механизмах.

844. После приема вахты вахтенный центрального поста (носовых и кормовых отсеков) обязан:

а) через каждые 30 минут обходить подводную лодку (группу отсеков) и проверять ее состояние, в соответствии ст.843;

б) при поступлении воды в подводную лодку или возникновении пожара объявить аварийную тревогу, включить ходовые огни, доложить о случившемся дежурному по подводной лодке и приступить к ликвидации аварии;

в) при появлении крена, дифферента подводной лодки доложить об этом дежурному по подводной лодке;

г) своевременно вентилировать аккумуляторную батарею и подводную лодку;

д) немедленно докладывать дежурному по подводной лодке о выявленных нарушениях требований касающихся непотопляемости подводной лодки, пожарной и радиационной безопасности;

е) следить за нормальной работой парового отопления;

ж) следить за тем, чтобы в центральном посту находились только те лица, чье присутствие там вызвано служебной необходимостью;

з) передавать по внутрикорабельным средствам связи (переговорным трубам) приказания и команды;

и) поддерживать постоянную связь с вооруженным вахтенным;

к) вести записи в журнале вахтенного центрального поста, отмечая в нем все действия личного состава (приход и уход лиц, не входящих в состав экипажа; время пуска и остановки основных механизмов; вынос различных вещей; результаты осмотров отсеков и т. д.);

845. Все обнаруженные вахтенным центрального поста (носовых, кормовых отсеков) подводной лодки недостатки (например, появление крена, дифферента), которые не требуют принятия экстренных мер, устраняются с разрешения дежурного по подводной лодке (помощника дежурного по соединению по живучести) после выяснения причин, их вызвавшие.

846. Вахтенный центрального поста (носовых, кормовых отсеков) подводной лодки в течение всей вахты находится на своей подводной лодке и отлучается с нее по служебным делам только с разрешения дежурного по подводной лодке.

По тревоге, не сменяясь, занимает место согласно расписанию.

847. Вахтенному центрального поста (носовых, кормовых отсеков) подводной лодки в период несения вахты запрещается вступать в разговоры и заниматься делами, не входящими в его служебные обязанности.

Командир вахтенного поста

848. Командир вахтенного поста назначается из числа старшин и подчиняется вахтенному офицеру (дежурному по кораблю).

Командир вахтенного поста отвечает:

за внешнюю безопасность корабля в районе поста;

за выполнение личным составом, находящимся на верхней палубе, корабельных правил, соблюдение порядка и чистоты на верхней палубе и правил ношения формы одежды;

за соблюдение порядка допуска на корабль и схода с корабля, за безопасность катеров (шлюпок), находящихся на бакштове и под выстрелом в районе поста.

Ему подчиняется вооруженный вахтенный у трапа (сходни).

Командиру вахтенного поста, руководящему, по приказанию вахтенного офицера (дежурного по кораблю), приемкой концов с корабля, швартующегося к борту, подчиняются дежурный боцман и вахтенные на концах.

С окончанием развода заступающий командир вахтенного поста принимает от сменяющегося сведения, касающиеся положения швартовов, кранцев, выстрелов, трапов (сходней), люков и горловин верхней палубы в районе поста, катеров и шлюпок, находящихся у борта, местонахождения командира корабля и старшего помощника, осматривает верхнюю палубу в районе поста.

849. Приняв пост, командир вахтенного поста докладывает заступающему вахтенному офицеру (дежурному по кораблю).

Например: «Товарищ лейтенант. Старшина 2-и статьи Смирнов вахтенный пост на баке (юте, шкафуте) принял».

Затем он сообщает обо всех недостатках, обнаруженных при приеме вахты, которые не могли быть устранены сменяемой вахтой.

850. Командир вахтенного поста обязан:

а) постоянно находиться на верхней палубе в установленном месте, периодически обходить район своего поста; если вахта несется у трапа (сходни), то обход производится с разрешения вахтенного офицера (дежурного по кораблю);

б) наблюдать за тем, чтобы в районе поста команды, объявляемые с вахты, исполнялись личным составом быстро и в точном соответствии с установленным на корабле порядком;

в) следить за соблюдением личным составом, находящимся на верхней палубе, требований корабельных правил и установленной формы одежды;

г) следить за содержанием в должном состоянии швартовов, кранцев, выстрелов и трапа (сходни);

д) следить за безопасностью катеров (шлюпок), находящихся на бакштове в районе его поста; в ночное время окликать вахтенных на катерах (шлюпках), а если их нет, то контролировать не реже одного раза в час лицами, выделенными для этой цели вахтенным офицером (дежурным по кораблю);

е) следить за тем, чтобы работающие за бортом были обвязаны страховочными концами, имели индивидуальные спасательные средства и их работа обеспечивалась специально выделенным личным составом; в случае падения человека за борт командир вахтенного поста немедленно сбрасывает спасательное средство, одновременно громким голосом оповещая «Человек за бортом», и докладывает о случившемся вахтенному офицеру (дежурному по кораблю);

ж) с разрешения вахтенного офицера встречать и провожать катера (шлюпки), подходящие к кораблю и отходящие от него; наблюдать за своевременной подачей на катера (шлюпки) концов, а также за тем, чтобы концы были убраны и уложены, когда в них минует надобность;

з) руководить встречей и отправлением катеров (шлюпок) при отсутствии вахтенного офицера (дежурного по кораблю). В этом случае докладывать старшему из присутствующих, что вахтенный офицер (дежурный по кораблю) занят службой, находится в таком-то месте корабля.

При встрече начальников, съезде офицеров с корабля и возвращении их с берега занимать место, как указано на схеме в приложении 15;

и) от захода до восхода солнца наблюдать за исправной работой корабельных огней в порученном ему районе корабля; при стоянке без огней следить за тем, чтобы люки и двери, выходящие на верхнюю палубу, а также иллюминаторы в районе поста были закрыты и свет из внутренних помещений не проникал наружу;

к) вести постоянное наблюдение за окружающей обстановкой, не допускать подхода катеров (шлюпок) к борту, приближения пловцов без разрешения вахтенного офицера (дежурного по кораблю);

л) наблюдать за дрейфом корабля всеми доступными средствами: докладывать вахтенному офицеру (дежурному по кораблю) о своих сомнениях в безопасности стоянки корабля;

м) запрашивать разрешение вахтенного офицера (дежурного по кораблю) о допуске на корабль лиц, которые не входят в состав экипажа, а также — на сход с корабля членов экипажа, проходящих военную службу по призыву;

н) немедленно докладывать вахтенному офицеру (дежурному по кораблю) о происшествиях и предпосылках к ним в районе поста, изменениях метеоусловий и грубых нарушениях личным составом корабельных правил.

851. Командир вахтенного поста на баке обязан дополнительно наблюдать за якорными устройствами (за положением якорной цепи, за креплением якорей) и не допускать без разрешения вахтенного офицера (дежурного по кораблю) работ у якорных устройств и шпилей.

852. Командир вахтенного поста по тревогам, сдав оружие и не сменяясь, занимает место согласно расписанию.

Вооруженный вахтенный

853. Для охраны подводной лодки выставляются вооруженные вахтенные. На надводном корабле вооруженные вахтенные выставляются по особому указанию командира соединения (в отдельном плавании командира корабля) для охраны корабля, отдельных помещений и постов.

854. В инструкции вооруженному вахтенному определяется порядок действий в случае нападения на него или охраняемый объект, а также при пожаре и объявлении тревог. Кроме того, — в каких случаях ему разрешается применять оружие и порядок допуска лиц на корабль.

855. Вооруженный вахтенный назначается из числа матросов. Он отвечает за внешнюю безопасность корабля, подводной лодки (помещения, поста). Вооруженный вахтенный подчиняется дежурному по подводной лодке, его помощнику, а на надводных кораблях дежурному по кораблю, дежурному по низам и, если он выставлен у трапа (сходни), командиру вахтенного поста.

856. Вооруженный вахтенный обязан:

а) бдительно охранять и стойко оборонять свой пост;

б) во время несения службы иметь заряженное и всегда готовое к действию оружие (патрон в патронник не досылать);

в) нести службу бодро, ничем не отвлекаться, не выпускать из рук оружия и никому не отдавать его, включая и лиц, которым он подчинен;

г) не оставлять поста, пока не будет сменен или снят, даже если его жизни угрожает опасность;

д) не разрешать курить в неположенных местах, разводить огонь на причальном сооружении без соблюдения требований пожарной безопасности; при этом он должен уметь применять находящиеся на посту средства тушения пожара;

е) вызывать дежурного по кораблю при обнаружении очагов возгорания, опасного маневрирования другого корабля, резкого ухудшения гидрометеоусловий, аварий на соседних кораблях и нарушении порядка вблизи корабля или поста;

ж) знать особенности несения службы на конкретном посту.

Вооруженному вахтенному во время несения службы запрещается отвлекаться от выполнения своих обязанностей (спать, сидеть, читать, писать, есть, пить, петь, курить, разговаривать с посторонними лицами, отправлять естественные надобности, принимать от кого бы то ни было, и передавать кому — бы то ни было какие-либо предметы).

857. В случае нападения на вооруженного вахтенного или на охраняемый им объект, а также при приближении постороннего лица к кораблю (охраняемому помещению, посту) в различных условиях обстановки он действует в соответствии с требованиями Устава гарнизонной и караульной служб Вооруженных Сил Российской Федерации, как часовой на посту.

858. На подводных лодках вооруженный вахтенный, кроме указанных в ст.856 обязанностей должен:

а) следить за осадкой, креном, дифферентом подводной лодки и докладывать дежурному по кораблю об их изменении, а также об усилении ветра, ослаблении швартовов, состоянием кабелей подачи электроэнергии с берега, отходе и подходе кораблей и различных плавсредств, объявленных тревогах на соседних кораблях или соединениях;

б) запрещать кораблям, судам, катерам и другим плавсредствам подходить к подводной лодке без разрешения дежурного по подводной лодке;

в) не допускать на подводную лодку посторонних лиц без разрешения дежурного по подводной лодке или его помощника;

г) поддерживать постоянную связь с вахтенным центрального поста;

859. В дневное время при нахождении на борту экипажа подводной лодки вооруженный вахтенный беспрепятственно допускает на корабль (выпускает с корабля) членов своего экипажа. Тех, кто не входит в состав экипажа, он должен задерживать у трапа окриком: «Стой! Проход запрещен!», и вызывать дежурного по подводной лодке. В ночное время и в отсутствие на борту экипажа, вооруженный вахтенный без разрешения дежурного по кораблю или его помощника никому не разрешает вход на корабль или выход с него. При невыполнении его требований он действует в соответствии с инструкцией.

860. Смена вооруженных вахтенных производится дежурным по кораблю в соответствии с Уставом гарнизонной и караульной служб Вооруженных Сил Российской Федерации. При сложных метеорологических и других условиях продолжительность несения службы вооруженным вахтенным может быть сокращена до одного часа,

861. Вооруженный вахтенный по тревоге, если не получил иного приказания, оставляет пост и, сдав оружие, занимает свое место согласно расписанию.

Командир спасательной шлюпки

862. Командир спасательной шлюпки назначается из младших офицеров корабельной службы или подготовленных мичманов и подчиняется вахтенному офицеру.

Командир спасательной шлюпки отвечает:

а) за нахождение команды гребцов в установленном месте и наличие у них индивидуальных спасательных средств;

б) за правильное размещение шлюпочного имущества, вооружения и завинчивание штатной пробки в днище шлюпки;

в) за правильное положение румпеля (он должен быть установлен и закреплен к борту, обращенному к кораблю);

г) за правильное крепление шлюпки и готовность ее к спуску.

Ему подчиняются старшина шлюпки и ее гребцы.

863. Командир спасательной шлюпки обязан:

а) по команде «Человек за бортом» или «Спасательную шлюпку к спуску» первым занять место в шлюпке и руководить посадкой гребцов, выдерживая такую последовательность: два гребца, назначенные на среднюю банку, должны подниматься в шлюпку одновременно по носовой и кормовой шлюпбалкам, за ними — загребные по кормовой шлюпбалке и одновременно с загребными баковые — по носовой шлюпбалке;

б) по возможности до спуска шлюпки уяснить задачу, поставленную вахтенным офицером; если предстоит спасение упавшего за борт человека, руководить действиями гребцов во время спуска шлюпки и при отходе ее от корабля, организовать наблюдение на шлюпке за объектом спасения и сигнальщиком на корабле, указывающим направление на объект спасения;

в) управлять шлюпкой так, чтобы в кратчайший срок подойти к месту назначения; в момент подъема упавшего за борт человека поставить флагшток с Военно-морским флагом.

864. Команда спасательной шлюпки с разрешения вахтенного офицера может отдыхать в полном снаряжении, не покидая назначенного поста, а в непогоду укрываться в ближайшем к спасательной шлюпке помещении.

Вахтенный на шлюпке

865. Вахтенный на шлюпке назначается из матросов. Он отвечает за надежное крепление шлюпки, поддержание в ней чистоты и порядка, сохранность ее имущества и вооружения. Вахтенный на шлюпке подчиняется вахтенному офицеру и командиру вахтенного поста. При исполнении обязанностей, он занимает место на кормовом сиденье шлюпки, лицом к ее носу. Если под его охраной несколько шлюпок, вахтенный должен находиться на концевой шлюпке. Вахтенному на шлюпке запрещается лежать, читать, курить и оставлять шлюпку, не сменившись или без разрешения.

866. Вахтенный на шлюпке обязан:

а) постоянно наблюдать за креплением шлюпки, не допускать на нее посторонних лиц;

б) следить за сохранностью шлюпки, не допускать, чтобы она билась о борт корабля, причальное сооружение или другие шлюпки;

в) следить за соблюдением командой шлюпки чистоты и порядка (команда должна садиться в шлюпку, сняв обувь, а в холодное время года — почистив ее от пыли и грязи), не разрешать ходить по банкам.

867. Вахтенный на шлюпке по тревогам оставляет свой пост только по приказанию с вахты.

Вахтенный по плавсредствам

868. Вахтенный по плавсредствам назначается из старшин и матросов береговой базы. Он отвечает за безопасность плавсредств и правильное их использование. Подчиняется дежурному по береговой базе и его помощнику. Вахтенному по плавсредствам подчиняется вахта, которую несут на плавсредствах.

С окончанием развода заступающий вахтенный по плавсредствам принимает от сменяющегося: приказания командования, относящиеся к плавсредствам и несению им вахты; катера и шлюпки, стоящие у причального сооружения (они не должны иметь крена и дифферента), средства связи, противопожарное и другое имущество, находящееся на причальном сооружении, проверяет их исправность, состояние и крепление швартовов, трапов (сходней) и кранцев, чистоту и порядок на причальном сооружении.

869. Вахтенный по плавсредствам при несении вахты обязан:

а) находиться неотлучно в районе своего поста;

б) обеспечить внешнюю безопасность плавсредств и сохранность имущества, находящегося на причальном сооружении;

в) следить, чтобы швартовы были обтянуты, а сходни — закреплены:

г) не разрешать курить и разводить огонь в непредназначенных для этого местах, в случае возникновения пожара немедленно докладывать дежурному по береговой базе и принимать меры к тушению;

д) докладывать дежурному по береговой базе об ухудшении погоды, угрожающей безопасности плавсредств, а также о появлении у катеров крена и дифферента;

е) никого не допускать на плавсредства в часы, установленные командиром береговой базы; ж) запрещать выносить имущество с катеров без разрешения старшин катеров;

з) следить за чистотой и порядком в районе стоянки плавсредств, не разрешать выбрасывать мусор с катеров за борт и на причальное сооружение;

и) докладывать о состоянии плавсредств и вахты прибывшим на пост лицам дежурной службы, которым он подчинен, командованию соединения и береговой базы.

Вахтенный на концах

870. Вахтенный на концах назначается на надводных кораблях из числа матросов, подчиняется командиру вахтенного поста.

Он обязан:

а) содержать концы уложенными в установленном порядке и всегда готовыми к подаче;

б) подавать концы на катер (шлюпку), тщательно следя за тем, чтобы они не попали под винты катера;

в) надежно и правильно крепить поданные концы;

г) спускать за борт кранцы, когда в этом есть необходимость;

д) следить, чтобы с борта не свисали концы, кранцы и другие предметы, в которых нет надобности;

е) поддерживать чистоту в назначенном ему районе;

ж) в случае падения человека за борт бросать ему концы, спасательные круги и буйки.

Рассыльный

871. Рассыльный назначается из числа матросов в распоряжение дежурного по соединению, дежурного по кораблю и вахтенного офицера. Они дают ему задание в тех случаях, когда приказание, доклад или сообщение не может быть передано по внутрикорабельным средствам связи.

872. На ходовом мостике рассыльный занимает место по указанию вахтенного офицера. Если указания вахтенный офицер не дал, рассыльный спрашивает сам.

Например: «Товарищ старший лейтенант. Где прикажете находиться?».

Во внутренних помещениях рассыльный в свободное время имеет право сидеть и читать. При проходе офицеров, мичманов и старшин рассыльный обязан вставать и приветствовать их, если не получит разрешения сидеть.

873. Все распоряжения рассыльный исполняет бегом. Если рассыльный не находит лица, к которому послан с поручением, он обязан немедленно обратиться за помощью к лицам дежурной или вахтенной служб. По выполнении порученного задания рассыльный докладывает начальнику, отдавшему приказание.

Например: «Товарищ капитан 3 ранга. Ваше приказание (такое-то) выполнено». В случае невыполнения задания докладывает о причинах, помешавших его выполнить.

874. Рассыльный, выделенный в распоряжение какого-либо начальника, после выполнения отданных ему приказаний прибывает в распоряжение вахтенного офицера.